История 2002 года
Календарь гонок с участием СК "ТАИФ"
Интервью Радика Владимиру Васильеву по окончании чемпионата Европы 2002 года
- Когда Вы начали заниматься автоспортом и почему?
- Это было в 1997 году. Я не хочу сказать, что брат меня туда затащил, но его
влияние на мое решение было значительным. Мне тогда было 33 года.
- Не поздно ли для занятия автомобильными гонками, если учесть, что в
Формулу-1, например, приходят гонщики, которые занимаются автогонками с 5-6 лет?
- Поздно, конечно, но что поделаешь, если так уже случилось. Если ставить планку
чемпионство Европы в автокроссе или в других номинациях: ралли,
шоссейно-кольцевые гонки, то нужно начинать с более раннего возраста. Но у нас,
к сожалению, не был развит автоспорт в прошлые годы.
- А в каком возрасте Вы впервые сели за руль?
- У-у-у, лет в 15, наверное. Я тогда водил трактор, работал в колхозе.
- А права когда получили?
- Как все нормальные люди. Только исполнилось 18 лет, я честно отучился, сдал
экзамены и получил права.
- Какой у Вас собственный автомобиль?
- Ланд Ровер Дефендер.
- Влияет ли на Вас то, что Вы - гонщик? Любите ли Вы гоняться по городу
на обычном автомобиле, вспоминая впечатления гоночных страстей?
- Я не допускаю никаких дерганий. Я считаю, что риск должен быть оправданным. В
свое время я попал в аварию и сломал позвоночник. После этого понял две вещи:
нужно пристегнуться, и по городу нужно ездить по правилам. А занятия спортом мне
помогают в критических ситуациях. Когда они возникают, то мои действия по выходу
из них более осознанные и профессиональные. Я более оптимально реагирую на
возникшую ситуацию.
- То есть по городу Вы не носитесь, как здесь на трассе?
- Ни в коем случае.
- Значит, если я, скажем, вижу в городе человека, бесшабашно стартующего
с визгом колес с перекрестка, то я не должен думать, что это -
спортсмен-автогонщик.
- Гонщик должен иметь холодный разум.
- На Чемпионате Европы Вы поехали впервые когда?
- Только в этом году. Причем, первые две гонки я пропустил.
- Не была готова машина?
- Нет, машина была готова. Но я подумал, что может быть стоит начать с
российского Чемпионата, а уж на следующий год выехать на Европу. Но потом я
понял, насколько не соответствует класс моей машины остальным участником
российского автокросса. И я посчитал, что не корректно будет выигрывать на
автомобиле, который на порядок мощнее и быстрее остальных.
- То есть Вы предпочли борьбу легким победам?
- Именно так. Лучше бороться за каждое призовое место, чем выезжать на старт,
заранее зная, что соперники слабее.
- Расскажите, пожалуйста, про свою машину...
- Моя Тойота 1997 года выпуска. На ней ездил двукратный чемпион Австрии по
ралли. И можно сказать, что машина - чемпионская. Но поскольку это раллийная
машина, то пришлось ее переделывать, то есть снимать многие вещи (муфту,
электронику), которые недопустимы в автокроссе.
- И когда Вы проехали первые два этапа, Вы поняли, что вписываетесь по
уровню пилотирования в основную массу гонщиков?
- Я с самого начала утверждал и продолжаю говорить сейчас, что моя цель была
просто привыкнуть к машине. То есть вкатиться, изучить каждую трассу, а уж на
следующий год со знанием дела конкретно соперничать с лидерами. Можно сказать,
что я просто намеревался оттестировать машину, по возможности, на каждой трассе.
- А когда Вы почувствовали, что можете попасть в пятерку сильнейших, а
затем и в тройку призеров, что Вы почувствовали?
- Я не думал и не ставил себе задач по завоеванию призовых мест. За меня все
считали. Просто подходили и говорили, что у меня есть возможность быть в тройке
призеров.
- Хорошо, но когда после Каштелу-Бранку Вам конкретно нарисовали
возможную картину Вашей призовой позиции, как Вы на это отреагировали?
- Честно признаюсь, даже на последнюю гонку я ехал тестироваться. Я до
последнего момента не верил, что смогу, будучи дебютантом, занять третье место в
чемпионате.
- Здесь в Португалии впервые о вас стали говорить, как о российской
команде. Насколько это соответствует действительности?
- Я думаю, что сегодня все это смогли увидеть. Нас даже прозвали "шахматистами".
И исключительную роль сегодня выполнил Айрат. Он, будучи уже чемпионом, все же
выехал на квалификацию. По времени, показанному в квалификационном заезде он был
первым. А в первой квалификации Айрат, стартуя с первой позиции помог прорваться
вперед мне и Ильхаму. Кстати, Айрат доказал, что он заслуженный чемпион. Он
показал лучшее время прохождения круга, которое затем так никто и не смог
опередить. А потом началась командная гонка. Мы старались вывести на лучшие
стартовые позиции вперед всех российских гонщиков. Где-то мы менялись, где-то
жертвовали своим первенством, но была общая стратегия и тактика.
- Вы считаете приемлемой такую командную тактику в автокроссе?
- Безусловно. Так и надо ехать. В конце концов мы - одна команда, и мы - Россия.
- О чем Вы с другими пилотами команды договаривались перед самой гонкой?
- Ни в коем случае не допускать столкновений и не "рубиться" особенно в первом
повороте. Кто в него входит первым, тому и "зеленая улица" на дальнейшее, если
только у него не будет проблем с машиной.
- Как Ваши отец и мать воспринимают Ваши занятия автогонками?
- Правильнее будет сказать не мое, а наше увлечение. Потому что и младший и
старший братья - это их дети. Но как любые родители они всегда будут переживать
за детей. Первые два года они очень сильно за нас волновались. А потом, когда
увидели, что у нас что-то начало получаться, то они стали гордиться нашими
успехами.
- Как Вы планируете свою гоночную карьеру на ближайшие годы?
- Как хватит финансов и здоровья.
- Но Вы будете в следующем году выступать на этой же машине?
- Я обожаю Тойоту!
- В этом году не во всех гонках участвует Хельмут Вилд, многократный
чемпион Европы, и победитель предыдущего чемпионата Гинтс Буянс, серебряный
призер 2001 года, не пошла езда, как это ожидалось, у Ильи Резниченко. Не
складывается ли у Вас впечатление, что образовалась своеобразная ниша, и Вам
просто повезло вовремя оказаться в нужном месте?
- Время покажет я всегда за справедливые гонки. Когда сегодня возник спор по
поводу финала "В", мол, зачем его делать, если число команд не достигает 18, то
я сказал свое мнение: ребята, и Брожек, и Петрик тоже гонщики. И неплохие
гонщики. Им тоже нужно давать шанс показать себя. Ведь сладость победы именно в
том, что победу вырываешь с трудом и в борьбе.
- Что Вы думаете по поводу явного смещения Европы на Восток? Хуже это
или лучше для самого Чемпионата Европы по автокроссу? И как в Европе относятся к
одновременному появлению 5 российских гонщиков в первой десятке?
- А может Европа и не видела до сих пор хороших гонщиков?
- И насколько же теперь, с явной русификацией автоспорта и самого
Чемпионата Европы по автокроссу может быть интересно французским, итальянским,
испанским и немецким гонщикам приходить в автокросс?
- Я не знаю менталитета западноевропейцев, я не знаю, что там в голове у них. И
насколько Европа важнее для них или нет, чем национальный чемпионат. Может быть
для них автокросс - это самая низкая ниша в рейтинге уровня соревнований.
- Насколько справедливой и интересной Вы считаете сегодняшнюю гонку?
- И интересной, и справедливой.
- С трибун казалось, что Вам второе место досталось достаточно просто,
без особой борьбы. Вы вышли вторым из первого поворота, так на втором месте и
финишировали.
- Был один момент, когда я мог бы атаковать Резниченко, но зачем ненужный риск,
если мне для общего третьего места в Чемпионате хватало приехать пятым, но
впереди Брожека. К тому же есть еще и человеческий фактор. Скажем так, мне
повезло выиграть два этапа. А Илья в этом году еще не выигрывал, хотя к своей
победе он уже очень долго идет. Для гонщика подняться на первую ступень - это
очень серьезный стимул.
Октябрь 2002 г.