РАЛЛИ «САРМА» 2 - 2005


5-6 февраля 2005, Гулбене (Латвия)


    Итак, Гулбене. Этот грациозный лебедь – эмблема города. Небольшой городок с почти 800-летней историей, в котором сегодня живет около десяти тысяч человек.

    Как и предыдущая, в соседней Эстонии, эта гонка идет в зачет национальных чемпионатов обеих стран. Такие совместные соревнования весьма выгодны экономически: ведь затраты организаторов одинаковы – примут ли участие в соревнованиях 50 своих или сто – вместе с гостями – экипажей.

    Вместо того, чтобы тратиться на два этапа в каждой стране, соседи договорились, чтобы делать по одному, и приглашать друг друга. По характеру дорог местные трассы довольно близки. Часто приезжающие сюда эстонские гонщики изучили их, что называется, на зубок. Можно сказать, что ориентируются они здесь не хуже местных, латвийских. Что подтверждается высокими результатами эстонцев.

    Первый стартовый у победителей предыдущего этапа – ралли «Южноэстонская зима» – эстонцев Маргуса МУРАКАСа-Ааре ОЯМЯЭ на Тойоте Королле WRC.

    Под вторым номером заявлены латыши Матийсс МЕЖАКС-Арнис РОНИС на Форде Эскорт WRC. Публика тепло приветствует своего фаворита.

    Третий экипаж – Иварс ВАСАРАУДЗИС-Валдис СПРЕДЗИС – едет на Мицубиси Лансер Эво 7. Первая тройка предполагает бесспорное лидерство, машины подготовлены в соответствии с требованиями группы А. Вероятно, именно между ними и пойдет основная борьба за секунды.

    Следующая стартовая тройка заявлена в группе Н4. На Субару Импреза под №4 едут Мартин РАУАМ-Прийт КИННУНЕН.

    За ними латвийский чемпионский экипаж №5 Айвис ЭГЛЕ-Нормундс АЙЗКАЛНС на Лансере Эво 6.

    6-й стартовый у Майта МЕРИЛОО-Пеэпа КАЛЛАСТЕ на Лансере Эво 7. (Напомним, что в месяц назад в Эстонии он стал третьим в абсолютном зачете, но был «отбракован» послефинишной техкомиссией).

    В этой же компании, ориентированной на самые высокие результаты, оказались все три прибывших на эту гонку российских экипажа. Цвета команды «Сайрус» на Лансерах Эво 6 группы А защищают Игорь СОКОЛОВ-Сергей ЛАРЕНС (№20) и Денис ЛЕВЯТОВ с эстонским штурманом Тыну КУРВЕТОМ (№17).

    За клуб «ТАИФ-спорт» на Лансере Эво 8 группы №4 едет Радик ШАЙМИЕВ. Штурманом на этой гонке с ним выступает Екатеринбурженка Наталья ПОТАПОВА – выпускница Российской академии физкультуры, ученица самого профессора Эрнеста ЦЫГАНКОВА, по методикам которого готовятся сегодня едва ли не все российские автогонщики и «спецводители»!

    Латыши Янис ВОРОБЬЕВС-Гунтис ЭРВАЛДС под номером (№11).

    А вот весьма яркое юное дарование из Эстонии. За рулем мощного Лансера Эво 6 группы Н4 едет 17-летний Яан МЁЛДЕР-младший. Сдерживать его юношеские порывы в экипаж №12 посажен опытнейший Тыну ВУНН, блиставший на раллийных трассах с Рейно РЮЙТЕЛЕМ еще в начале 80-х.

    Впрочем, появление очень молодых пилотов становится в Прибалтике тенденцией. Так, одному из самых популярных латышей, завоевавшего, напомним, титул лучшего латвийского гонщика 2004 года по результатам опроса болельщиков, Раймондсу СТРОКШСУ (№16, старенькая Ауди 80) совсем недавно исполнилось 18 лет. Его штурман Гундарс КЛАВИНЬШ также играет важную психологическую роль в экипаже.

    Еще один вундеркинд – 17-летний Отт ТАНАК выступает на Фольксвагене Гольф 3 (бортовой №39, штурман Ханно ЛЫПП), подготовленном по требованиям группы Р2000. Интересно, что ехали они за команду «Сайрус», оказавшуюся в итоге интернациональной: один экипаж – чисто российский, один – чисто эстонский и один – российско-эстонский.

    Мы уже говорили, что в ралли важно абсолютное доверие и полное взаимопонимание между пилотом и штурманом. Лучше всего это обеспечивается единой кровью. Что и подтверждает старт в ралли «Сарма» пяти братских экипажей: Каспарс и Армандс ШИМКУСЫ на Хонде Сивик группы АН2000 (№32), Нормундс и Гунтис ДОБУМСЫ на Форде Эскорт РС Косворт группы А (№48), Харальдс и Янис ДРАЖНИЕКСЫ на Опеле Кадет группы Р2000 (№56), Тармо и Кен ЯРВЕОЯ на Форде Фиеста группы Р2000 (№51), Эгон и Райн КАУРы на Ладе Самаре Р2000 (№64).

    Однако, есть братья и неуживчивые. Эти, как раз наоборот, вечно стараются друг другу что-то доказать. Вот, Марис НЕЙКШАНС едет со штурманом Марисом ЕКАБСОНСОМ на Лансере Эво 6 группы Н4 (стартовый 19-й). А свой Форд Пума группы АН2000 он отдал младшему брату Андису. Отдал не по родственному, а по заслугам. Еще год назад Андис выступал на видавшей виды вазовской «восьмерке», добиваясь заметных результатов. Теперь вместе со штурманом Эдгарсом УТАНСОМ осваивается в отношениях с новой техникой (№29).

    Ралли «Сарма» имеет 10 скоростных участков и проходит в два круга. В первый день 4 спецучастка, во второй – оставшиеся 6. На самом деле, участков подготовлено всего 5, но каждый из них гонщики проходят дважды. Так, сегодня, добравшись от Гулбене до Цезвайне, экипажи стартуют на СУ-1 «Карздаба», затем, после короткой связки – на СУ-2 «Перлис». После чего замыкают петлю и возвращаются к Цезвайне. Теперь перед ними СУ-3 (бывший 1-й) и СУ-4 (соответственно, бывший 2-й).

    Результаты первого скоростного участка. Муракас подтвердил, что обоснованно несет первый номер на машине. 16 с половиной километров он проехал за 7 минут 52,8 секунды, показав на извилистых зимних проселках среднюю скорость почти 126 километров в час. Значит, в отдельных местах были все 150! У него первое место в абсолютном зачете и в группе А.

    Второй результат показал Васараудзис (3-й стартовый), проигравший лидеру чуть меньше 10-ти секунд.Еще на 10 секунд отстал Межакс (№2).

    Четвертым, также в соответствии со стартовым номером, приехал Рауам. За ним – Тамм и Кисиелс. Последние три результата очень плотные, их разделяет не больше 2-х секунд. Рауам, кстати, единственный в первой шестерке представитель группы N4.

    А что же россияне? В абсолютном зачете, из 73 участников, лучший результат – 14-й – у Дениса Левятова. Радик Шаймиев 16-й, Игорь Соколов – 28-й.

    В группе N4 первым стал Рауам, вторым – Свилис, третьим – Нейкшанс. 2,7 секунды проиграл ему Мёлдер-младший, лишь две десятых секунды выигравший у Эгле. Замыкает первую шестерку Уус. У Радика Шаймиева восьмой результат.

    Первый скоростной уже оставил бреши в рядах участников. Янису Воробьевсу (№11) фатально не везет. Вторую гонку подряд он сходит из-за проблем с двигателем. Вместе с ним, также по техническим причинам, покидают гонку еще два латвийских экипажа.

    Итак, «Перлис». Короткий – меньше 10-и километров – очень динамичный спецучасток предполагал острую борьбу. Средние скорости оказались высоки.

    Результаты получились очень плотными. Муракас пришел первым, показав среднюю скорость выше 130-ти километров в час.

    Васараудзис настойчив в преследовании – он отстал от лидера всего лишь на 3 с половиной секунды.

    Еще на 4,6-х секунды он опередил пришедшего третьим Межакса. Все три экипажа – из группы А.

    Следующая тройка – из группы N4: Рауам показал четвертый абсолютный результат, Свилис – 5-й, Эгле – 6-й. Юный Мёлдер снова на 10-м месте в абсолюте и 4-й в группе N 4.

    Радик Шаймиев показал на этом участке лучший результат среди россиян – 14-й в абсолюте и 8-й в группе N 4. У Левятова и Соколова, соответственно, 19-е и 23-е времена.

    Поскольку первая абсолютная четверка на первом и втором этапах совпали, она же возглавляет таблицу по сумме двух этапов. Дальше пока тоже особых расхождений нет. То есть, у Шаймиева после двух этапов 14-й результат в абсолютном зачете и 8-й в группе Н4.

    А мы уже спешим вновь на старт «Карздаба». Интересно, что мы здесь увидим сейчас?

    С одной стороны, пилоты уже знают трассу. Но с другой – она стала гораздо более скользкой, появилась глубокая колея ,существенно изменилось и ее освещение.

    Видимо, эти факторы по-разному действуют на экипажи. «Горячий эстонский парень» Маргус, видимо, бесстрастен, как скала. Если он и сбавил, то совсем чуть-чуть. Соперники этого даже и не заметили. Средняя скорость, показанная Муракасом на участке, оказалась равной 124,78 километра в час. Правда, преследователь сменился: на вторую позицию вышел экипаж под номером 2 Межакс/Ронис. Он повторил предыдущий результат Васараудзиса. Сам же Васараудзис на третьем спецучастке вынужден был прекратить гонку из-за проблем с бортовым электроснабжением. Почему-то этот участок оказался роковым сразу для трех «Лад» экипажей Зинтиса Межитиса, Яниса Игавеньша и Улдиса Лепиксонса.

    Впрочем, перестановки коснулись не только первой тройки. Гонщики явно «разогрелись», началась острая борьба. Так, третьим на третьем участке финишировал Айвис Эгле. По сравнению с первым прохождением этого участка Айвис выиграл сам у себя 14 секунд! Этот результат сразу поднял его до 6-го места в абсолюте и вывел в лидеры группы Н4 по сумме трех участков.

    Яан Мёлдер, приехавший с 6-м результатом, улучшил свое время на 10 секунд, поднялся до 8-го места в абсолюте и 3-го в группе N 4.

    Так же, на 10 секунд быстрее самого себя, проехал на этот раз Радик Шаймиев, за счет чего и поднялся еще на два места в абсолюте и на одно – в группе.

    А вот Денис Левятов превзошел самого себя лишь на 3 секунды и остался на прежней 14 позиции по итогам трех скоростных участков.

    Многие уже успели водрузить на машины «люстры» – так на раллийном сленге называют специальные прожектора и дополнительные фары, обеспечивающие движение на высоких скоростях ночью.

    И вот, наконец, последний – четвертый – скоростной участок первого круга ралли «Сарма». Как уже знают наши зрители, это повторение СУ «Перлис», короткого и очень быстрого. Он продолжается всего-то минут пять. Но каких!

    Лидеры успели проехать его еще при естественном свете.

    Муракас опять сбавил – запас, набранный со старта, позволяет ему это сделать безболезненно. При этом он снова «привез» преследователю 4 секунды, завоевав первое место в абсолюте и в группе А.

    Межакс выиграл сам у себя секунду и стал вторым в обоих зачетах.

    Третьим, так же в обоих зачетах, стал Салури, проигравший самому себе 4 десятых секунды.

    Четвертым в абсолюте и первым в группе N 4 стал Мёлдер-младший, улучшивший свой предыдущий результат на секунду.

    А вот Рауам сошел по техническим причинам.

    Радик Шаймиев выиграл сам у себя 2 с половиной секунды, показав 10-й результат в абсолюте и 5-й в группе N 4.

    Как же выглядит итоговый протокол первого дня соревнований?

    Итак, Муракас/Оямяэ, уверенно победившие на всех четырех скоростных участках, укрепились на первом месте, почти на минуту оторвавшись от ближайшего преследователя.

    На втором месте экипаж Межакс/Ронис.

    До третьего места, с очень небольшим отрывом в 6 секунд, поднялись Салури/Лепп.

    Еще меньше – всего на одну секунду! – отстают от них Кисиелс/Панавас.

    Эта четверка едина в двух зачетах – абсолютном и в группе А.

    5-е в абсолюте и первое в группе N 4 – у экипажа Эгле/Айзкалнс.

    6-е в абсолюте и 5-е в группе А – у экипажа Тамм/Кузьмин.

    У россиян итоги первого дня таковы. Лучший результат показал Радик Шаймиев: у него 12-е место в абсолюте и 7-е в группе N 4.

    Денис Левятов, выступающий на более мощной машине из группы А, стал 14-м в абсолюте и 7-м в своей группе.

    Игорь Соколов, столкнувшийся с неизвестными пока проблемами, стал лишь 23-м в абсолюте и 11-м в группе А.

    Мёлдер поднялся до 8-го места в абсолюте и 3-го в группе Н4. Строкшс на почти антикварной Ауди к вечеру стал 15-м в абсолюте и 8-м в группе А. Танак из «Сайруса» на стареньком Гольфе прорвался на 16-ю позицию в абсолюте, став первым в группе Р2000.

    Воробьевс, Васараудзис и Рауам – из числа претендентов на победу – сошли на разных участках первого дня. Увы! Остается надеяться, что это не снизит накала борьбы дня второго.

    Второй день начался с короткой подготовки техники. Механики разворачивали шатры сервисов. Старт первого экипажа назначен на 10 утра.

    Сам день строился по тому же принципу, что и накануне: пройдя последовательно 5-й, 6-й и 7-й скоростные участки, после небольшой паузы на сервис, экипажи повторяли этот путь.

    Итак, участок №5, «Закакаяс». Его протяженность – 9,44 километра.

    Муракас уходит со старта первым.

    Вот и Межакс (№2), Что ж, маловероятно, чтобы среди лидеров кто-то кого-то мог догнать и обогнать на таком коротком участке. Разве что технические проблемы заставят двигаться с черепашьей скоростью.

    Маргус Муракас уверенно лидирует, показав на первом участке второго круга ралли среднюю скорость около 116-ти километров в час.

    Вторым его проехал эстонец Салури, отстав от лидера почти на 11 секунд. За ним – Межакс. В абсолютном зачете и в группе А по результатам всех пяти спецучастков Межакс сохранил второе место, равно как и Салури – третье.

    Четвертым в абсолюте и первым в группе N4 оказался экипаж Пиленса на Субару Импреза.

    У россиян результаты на участке следующие. Шаймиев финишировал 14-м в абсолюте и 7-м в группе N 4. По сумме пяти участков он на 12-м месте.

    Соколов на финише 21-й, Левятов 23-й.

    От старта 5-го скоростного до старта 6-го – всего-то 25 минут.

    Cкоростной участок «Камалда» - самый короткий в этом ралли – всего 7,23 километра.

    И вновь Муракас доказывает, что номер первый красуется на его Тойоете Королле ВэЭрСи не случайно. Крохотный отрезок, всего лишь одну связку поворотов, лидеры проходят, практически, за одинаковое время. Разница составляет сотые доли секунды – на глаз ее определить невозможно. И, тем не менее, совершенно очевидно, что Маргус едет быстрее других..

    Вот и на этом скоростном участке у бессменного лидера – лучший результат: 3 минуты, 34,7 секунды. Средняя скорость 121,23 километра в час.

    Межакс проигрывает Муракасу почти по секунде на каждом километре этого скоростного участка.

    А вот Салури (№7), наоборот, за все семь километров отстал от второго места всего на одну секунду. Впрочем, на таком коротком спецучастке это, скорее, норма. Разрывы между результатами отдельных участников сокращаются до долей секунды.

    У россиян, по прежнему, лучший результат у Шаймиева. Он занял на 6-м участке 13-е место в абсолютном зачете и 7-е в группе N 4. Левятов финишировал на 16-й позиции в абсолюте и 8-й в группе А. По сумме всех пройденных этапов все пока остается без изменений.

    После самого короткого скоростного участка – самый длинный перегон, завершающийся стартом самого длинного (без малого, 12 километров) допа «Литене».

    А вот и чемпионский ход Муракаса. Несмотря на явную ошибку в этом вираже, лидер покажет лучший результат и на этом скоростном участке, опередив ближайшего преследователя Межакса на 6,2 секунды. То есть, Маргус везет Матийссу примерно по полсекунды на километре. Средняя скорость Тойоты победителя составила 125 километров в час.

    Матийссу Межаксу (№2) не до рассуждений о приличиях. Несмотря на все его старания, отставание от лидера с каждым финишем растет. Латыши явно проигрывают домашнюю гонку. Вот почему его Форд Эскорт едет как-то с надрывом, на пределе возможностей.

    Впрочем, неожиданную поддержку на 7-м скоростном участке вдруг оказал земляку Эгле (6-й Лансер с 5-м номером). Айвис, как чемпион страны, ожидался в лидерах, но что-то у него не заладилось, и он финишировал на предыдущих допах ближе к концу первого десятка.

    Мёлдер-младший (№12) продолжает тешить глаз эстонских болельщиков. Юное дарование едет по-взрослому расчетливо, без внешних эффектов, но очень эффективно. А с Эгле они идут, что называется, ноздря в ноздрю.

    Соревновательного опыта, несмотря на нежный возраст, у молодого эстонца достаточно. Во «взрослых» ралли едет он уже третий сезон, а до этого постоянно участвовал в популярных в его стране детских соревнованиях.

    Радику Шаймиеву приходится все делать в гораздо более сжатом режиме: он позже начал заниматься автоспортом, а в ралли пришел уже сформировавшимся гонщиком. Переучиваться всегда труднее. Однако, в этой гонке держится замечательно. Смотрите, как он удержал машину в непростой ситуации, когда слишком быстро вошел в поворот. На 7-м участке он показывает лучший результат среди россиян. У него 11-е место в абсолюте и 5-е – в группе N 4.

    А вот Свилиса (№17) поджидали какие-то проблемы. Финишировал он на этом участке одним из последних, за что поплатился позицией в протоколе: «упал» с 7-го на 22-е место в абсолюте. Ралли есть ралли…

    Игорь Соколов (№20) «аварийку» пока не включает, но перебои в работе двигателя его Лансера слышны издалека. В итоге, он так и не смог финишировать на этом участке из-за поломавшегося турбонагнетателя.

    Итак, результаты 7-го скоростного участка. В первой абсолютной семерке латвийского ралли – подавляющее превосходство эстонцев. Россияне Шаймиев и Левятов, соответственно, на 11-й и 12-й позициях. В группе N 4 Радик финишировал на 5-м месте.

    По сумме 7-и участков первая тройка стабильна. Шаймиев и Левятов улучшили свои позиции. В группе N 4 Радик находится на 6-й позиции.

    Но вот, снова «Закакаяс», теперь уже под номером 8.

    Если на езду Муракаса смотреть интересно, то отслеживать его результаты в протоколах – скучно. Вот и на этот раз, ехал он чуть медленнее (проиграл самому себе на этом же допе 2 с половиной секунды), очень близко подпустил к себе преследователя (Межакс отстал от него всего на 2,6 секунды), но при этом опять победил на «Закакаяс» и упрочил лидерство в итоговом протоколе.

    Межакс отыграл сам у себя 8 с половиной секунд, а отставание от лидера все растет…

    Мёлдер с Таммом, обогнав самих себя каждый на 12 секунд, оттеснили с третьего места Эгле, хотя латыш привез себе же целых 19 секунд!

    В общем, гонщики явно подустали и занервничали, а борьба обострилась. Счет пошел уже не на секунды, а на десятые их доли.

    Так, Левятов заблудился на одном из виражей разозлился, и обогнал самого себя на 15 с половиной секунд. Денис продемонстрировал-таки преимущества более мощного автомобиля из группы А пред группой N 4 и опередил Шаймиева на ОДНУ десятую секунды!

    Строкшс на Ауди выиграл у себя 10 секунд но… проиграл одно место (17-е вместо 16-го тут же, но парой часов раньше).

    Выше всех, конечно, «скакнул» Нейкшанс-младший. На этом «кладбищенском» скоростном участке во второй раз он проехал на 24,2 секунды быстрее (32-й результат и 18-й). Похоже, Андису удалось «приручить» Пуму, пусть только и к концу гонки.

    А эта зеленая Тойота, в отличие от чемпионской, сейчас должна пропустить догнавшую ее «восьмерку».

    Девятый, предпоследний, доп «Камалда». Напомним, самый короткий в этом ралли – 7,23 километра. На такой протяженности в принципе отыграться невозможно, тем более – в конце соревнования. Возможны только сходы.

    И снова все повторяется по сценарию предыдущего скоростного участка. С неумолимостью курьерского поезда Маргус проигрывает самому себе полторы секунды. Но и этого оказывается достаточно, чтобы победить. Межакс выигрывает у себя те же полторы секунды, но в итоге доезжает лишь вторым, отставая от лидера на 3,2 секунды. Далее, с минимальными (от одной десятой до целой секунды) отрывами следуют Эгле, Мёлдер-младший, Салури, Уус, Кисиелс, Тамм.

    Шаймиев, опять лучший из россиян с 12-результатом, выиграл у себя 6,1 секунды. У Левятова 18-е место.

    Нейкшанс-младший приехал на этот раз 15-м. Когда этот доп проходился в первый раз, Андис был только 23-м.

    10 доп.

    Межакс финиширует лишь четвертым, пропуская к Муракасу вундеркинда Мёлдера и Тамма. Заметим, что Мёлдер – единственный в этой компании едет на менее мощной машине группы N 4.

    Впрочем, если взять россиян, то Радик Шаймиев, на машине той же группы, едет быстрее Дениса Левятова, выступающего на машине группы А. И на этом допе, и на остальных. То есть, не все определяется исключительно мощностью мотора…

    ИТОГИ:

    Муракас в абсолюте и в группе А уехал от «серебра» на 1минуту и 36 с половиной секунд.

    Латыши, мечтавшие отыграться за январский проигрыш в Выру, потерпели сокрушительное поражение: в первой пятерке, кроме «серебряного» Межакса, одни эстонцы. Вот вам и этап чемпионата Латвии!

    Прошлогодний чемпион Латвии Эгле занял на ралли «Сарма» 6-е место в абсолютном зачете. В группе Н4 он оказался вторым, уступив 17-летнему Мёлдеру (4-е место в абсолюте).

    Все журналисты отметили результат россиянина Шаймиева. Приняв первый в карьере зимний старт, он заставил считаться с собой прибалтов на домашней для них гонке. 11-е место в абсолюте и 6-е в группе N 4 – более, чем удачно для дебюта. Если учесть, что кроссовый опыт на ралли решающим фактором не является, а с раллийным у него пока не слишком богато.

    BAER(c)2005

Генеральный спонсор

Галерея

Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4