РАЛЛИ «ТАЛЛИН» 2005


    Трасса ралли «Таллинн» как нельзя лучше соответствует чаяниям тех, кто планирует вскоре побороться с сильными мира гоночного. На этот раз ее выбрали для старта почти 120 экипажей из Эстонии, Латвии, Финляндии и России. Поспешим туда и мы.

    Мы уже рассказывали, что российские гонщики любят участвовать в местных соревнованиях, а сегодня многие клубы даже открывают собственные представительства в Эстонии. Игорь Соколов хорошо известен на местных раллийных трассах.

    Другой российский экипаж клуба «Сайрус», возглавляемый Денисом Левятовым, эту гонку вынужден был пропустить.

    В стартовом листе ралли «Таллинн 2005» дюжина россиийских экипажей. Чемпион России Андрей Жигунов в прошлом году занял на этой гонке 4-е место в абсолютном зачете и 2-е в группе N. В этот раз у него не столь амбициозные задачи. Впрочем, трасса нынешнего года радикально

    В другой международной команде – АГК-Спортдрайв– на этот раз из 4 экипажей тоже только один российский экипаж, Александра Горлашкина.

    Нынче все российские экипажи – из Москвы и Петербурга, исключение составил лишь Радик Шаймиев, проходящий в Прибалтике свои раллийные университеты.

    Финское представительство втрое солиднее российского – 36 экипажей. Йоуни Ампуя приехал сюда в статусе одного из лидеров национального чемпионата. В Таллинне год назад он занял второе место, проиграв соотечественнику – Себастьяну Линдхольму – чуть больше 16 секунд. На этот раз Йоуни – единственный, кто приехал из Суоми на Форде Фокус WRC. В группе А ему будут противостоять только «великолепная семерка» местных гонщиков, двое латышей и Игорь Соколов. Наибольшее количество финнов в группе N. Среди них особой популярностью у фанов автоспорта пользуется экс-пилот Формулы-1 Мика Сало. Правда, раллист он пока начинающий. Один финский экипаж заявлен в экзотичном даже для нас классе грузовиков на ГАЗ-51.

    Схематично гонка выглядит так. Стартовав от Ледового дворца в Таллинне, машины устремляются прочь из столицы, на запад, к городку Палдиски, в окрестностях которого размещены три спецучастка первого дня. Во второй день центром раллийных событий становится город Рапла, к югу от Таллинна, Здесь гонщики дважды проходят два скоростных участка. После этого у них предусмотрен 20-минутный сервис. Наконец, вся кавалькада уходит на последнюю петлю: еще два участка, повторяемые дважды. В итоге, всего 100 километров скоростных испытаний. Участки короткие – длина самого протяженного составляет около 14-ти километров. Первый, «разогревный» – и вовсе 3,3 километра. Хотя, конечно, спортсмены должны «войти в режим» пока катятся несколько десятков километров от Таллинна.

    Но вот, асфальт «перегона» позади. Радик Шаймиев экипируется к первому скоростному участку.

    ДОП «Аллику» хоть и короткий, но требует от гонщиков максимальной собранности. Вот довольно типичная для всей этой гонки связка из двух острых виражей, затем недлинная прямая, заканчивающаяся еще одним острым левым поворотом.

    Больше половины участников уложились на этом допе в 2 минуты. Финн Йоуни Ампуя и хозяин трассы Маргус Муракас показали одинаковые результаты – 1 минута, 40 и 4-е десятых секунды. Средняя скорость победителей составила около 118 километров в час. Андрей Жигунов проиграл им 2,8 секунды, занял 6-е место в абсолюте и 1-е – в группе N. Радик Шаймиев отстал от лидера на 5 и 3 десятых секунды - у него 12-й результат в группе Н. У Горлашкина - 26-й.

    Третий ДОП должен был повторить траекторию второго, и оба они проходили по территории города Палдиски.

    Йоуни Ампуйя – показал среднюю скорость около 93-х километров в час! Значит, на отдельных отрезках она зашкаливала далеко за сотню. «Формулист» Мика Сало на этом, единственном во всей гонке асфальтовом участке, стал 5-м в абсолюте и 2-м в группе N (на остальных ДОПах он выше 17-го места не поднимался). Первенствовал в группе N снова Жигунов. Кто-то налетел на тротуарный поребрик, кто-то просто не вписался в дворовый проезд… Городской ДОП дал три схода: из-за неполадок в двигателе, коробке передач и пробитого колеса. В конечном итоге, третий ДОП, который повторял второй, пришлось отменить. Первый день соревнований закончился на такой вот ноте.

    Впрочем, минорное настроение организаторов отнюдь не задело команду ТАИФ-спорт. После первого дня соревнований обычно проводится регруппинг – перестановка в стартовом листе пилотов в соответствии с текущими результатами гонки. По протоколу выходило, что на следующий день Радику, имевшему 48-й бортовой номер, предстояло стартовать уже 24-м! Вполне воодушевляющий подъем в табели о рангах. Из россиян впереди оказались лишь Андрей Матюхин (26-стартовый номер и 23-я позиция на старте второго дня) и Андрей Жигунов, «разминающийся» в пятерке лидеров. В своей группе Матюхин и Шаймиев занимают, соответственно, 13-е и 14-е места. Это обстоятельство создавало вполне мажорный настрой. Прогресс слишком очевиден, чтобы списать его на случайность! К старту самого длинного – почти 14 километров – 4-го ДОПа «Варбола» ранним утром экипаж ехал в приподнятом настроении. И даже то, что вчерашнее солнце скрылось за свинцовыми тучами, не портило настроения.

    На этом, действительно, очень типичном, ДОПе победителем оказался Маргус Муракас, опередивший финна почти на 4 секунды. Средняя скорость получилась выше 122-х километров в час. Еще до старта соревнований многие отмечали, что трасса очень скоростная. Длинные ходовые прямые заканчиваются крутыми поворотами, которые важно «не проскочить». Гонка требовала больше внимания, чем мастерства. И даже мощь моторов WRC не давала явных преимуществ. Увы, финишный протокол зафиксировал удручающий нас результат: Жигунов – 69-е время в абсолютном зачете, Шаймиев – 98-е, Лагунов – 99-е. Что же случилось? Пробиты колеса на обоих машинах, но пилоты принимают решение доехать до финиша. Увы, все ясно из этих кадров. А вот Дмитрий Лагунов предпочел заменить колесо. Кто окажется прав? Экипаж №49 слишком долго меняет колесо. Время, потраченное на замену колеса отразится на результате тем меньше, чем длиннее ДОП. Но отыграть его невозможно по определению. А вот потери от снижения скорости при езде на пробитом колесе вполне нагоняемы… Это лишь одна из немногих ситуаций, подтверждающих, что ралли по праву считается спортом, требующим немалого интеллекта.

    Впрочем, вернемся на трассу. Злой колесный рок преследовал отнюдь не только россиян. Вот вы видите отчаянную борьбу: латыш Мартиньш Свилис (№24) пытается фарами заставить уступить финна Пекку Турунена (№31). Скоро в этом не будет надобности: финн пробьет второе колесо и вынужден будет остановить свой Мицубиси Лансер Эво 6. Да что там Мицубиси! Этот ДОП выведет таким же образом из гонки еще и грузовик ГАЗ-51! Еще у двоих случатся неполадки в моторах, у двоих – в коробках передач, на одной машине выйдет из строя электрооборудование. ДОП «Варбола» вообще окажется самым «кровожадным» в этой гонке. При первом прохождении он остановит 7 экипажей, при повторном – 9.

    Нам же, после короткого перегона, пора к старту ДОП-5 «Ваймыйза». 8-километровый скоростной участок тоже оказался вполне типичным для этого ралли: все те же длинные прямые («убаюкивающие» – как назвал их один из пилотов), на которых необходимо «выкручивать» максимальную скорость. Затем, как бы внезапно возникающие повороты.

    «Летающий финн» оторвался от ближайшего преследователя почти на 4 секунды, показав среднюю скорость 119 километров в час. Вторым приехал латыш Матисс Межакс. Муракас на этот раз был третьим. На 11-м месте в этой самой мощной группе А и 48-м в абсолюте стал Игорь Соколов из команды «Сайрус». В группе N победу одержал Кари Ари-Рантала, в абсолюте оказавшийся 5-м. Жигунов заменил колесо и финишировал 8-м в абсолюте и 4-м в группе N. С таким же результатом финишировал здесь эстонский вундеркинд Яан Мёлдер. Микка Сало в этой группе оказался 11-м, Андрей Матюхин – 13-м. Лагунов и Шаймиев, соответственно, 18-м и 19-м. Александр Горлашкин заработал 59-й результат в абсолюте и 26-й в группе. Сходов на ДОПе оказалось всего три: по сцеплению, трансмиссии и, опять же, колесу.

    Теперь участники вновь вернулись к старту «Варболы». Теперь уже, как к ДОПу под номером 6. На трассе мелькают Опели Манта и Аскона, Тойота Старлет, Форд Эскорт первого поколения, Фольксваген Гольф II – всем им хорошо за двадцать! Наша «Самара» на их фоне просто авангард. Результат на такой "старушке" не привезет и профессионал, а вот любитель удовольствие на трассе получит не меньше, чем любой чемпион!

    Наученные горьким опытом, наши гонщики стараются меньше резать, дабы не натыкаться на остроконечные камни. У других пилотов воспоминания более приятные. Они пользуются тем, что ехали здесь совсем недавно. Это позволяет им даже чуть прибавить. Например, Ампуйя обогнал сам себя почти на 7 секунд и стал первым. Муракас выиграл у себя почти три секунды, но проиграл Ампуйе одну десятую. Третьим в группе А оказался Матийсс Межакс. Андрей Жигунов продемонстрировал хорошую спортивную злость и привез 8 абсолютный результат, что соответствует первому в группе N. Радик Шаймиев тоже не долго предавался рефлексиям и опять поехал, как ни в чем не бывало. На этот раз у него 15-й результат в группе N. Абсолютному лидеру из Финляндии он проигрывает примерно по 2 с половиной секунды на километре.

    Переместимся пока в Ваймыйзу, где нас ждет старт 7-го участка, бывшего недавно 5-м.

    И вновь, пользуясь еще свежими ощущениями, экипажи чуть прибавляют в скорости. Хотя, казалось бы, куда уж больше? Ампуйя выигрывает сам у себя целых 5 с половиной секунд. Это на 8-километровом ДОПе-то! Муракас тоже ускорился, выиграл сам у себя, но по-прежнему отстает от финна. Жигунов приехал 3-м в абсолюте и 1-м в группе N. Менявшие колеса Шаймиев и Лагунов на этом ДОПе показали, соответственно, 12-е и 17-е места в своей группе или 20-е и 30-е в абсолюте. У Александра Горлашкина 27-е место в этой же группе - за короткий сервис машину не удалось полностью восстановить. Игорь Соколов, едущий в группе А, показывает в ней 10-й результат.

    Итак, откатаны 4 ДОПа или половина программы второго дня соревнований. Теперь предстоит 20-минутный сервис в строго ограниченной сервисной зоне. Здесь выясняется, что пробитое колесо развалилось на длинные куски, которые хлестали по узлам, размещенным под крылом Лансера Шаймиева. Само крыло пришлось снять и заменить его такой вот изящной прозрачной конструкцией.

    Однако, потрудиться пришлось не только механикам ТАИФа. В команде Про-спорт тоже проблем оказалось предостаточно.

    А мы уже отправляемся на 8-й скоростной участок «Куйметса». 8,6 километра. Простой расчет показывает, что на 8-й ДОП победитель – а им снова оказался Йоуни Ампуйя – преодолел со средней скоростью 137 километров в час! И это не смотря на дождь, то и дело принимавшийся над трассой. На отдельных прямых спидометры и бортовые компьютеры фиксируют 215 километров в час.

    Муракас проигрывает финну меньше секунды. Межакс где-то промахивается и отстает на 9 с половиной секунд. В итоге у него лишь 9-й результат в абсолюте. Жигунов 4-й в абсолюте и первый в группе N. Матюхин – 14-й, Лагунов – 15-й, Шаймиев – 16-й, Угер – 19-й, Горлашкин – 22-й.

    Ну, теперь остался последний неизведанный участок. ДОП Кайу имеет протяженность 12 с половиной километров. Йоуни Ампуйя вновь выигрывает в блестящем стиле со средней скоростью 147 километров в час. Муракас проигрывает ему 5 секунд.

    А вот Жигунов явно решил “притормозить”. Не смотря на то, что на пяти ДОПах он показал лучшие результаты в группе N, ясно, что минута, которую он потерял, “ковыляя” на пробитом колесе, невосполнима. И на 9-м он показывает лишь 4-й результат. Матюхин 15-й, Шаймиев – 16-й, Угер – 20-й, Горлашкин – 22-й. У Игоря Соколова 9-й результат в группе А.

    Наконец, остается последняя связка из уже пройденных ДОПов. “Куйметса” теперь фигурирует под номером 10, “Кайу” – под 11-м. Эти скоростные участки уже не вносят каких-либо корректив в распределение позиций. Йоуни Ампуйя, по сути, не достижим для соперников, однако, характер заставляет его бороться до конца. Так он и поступает, финишируя с лучшими результатами. Маргус Муракас и Прийт Салури точно также не ослабляют натиск на лидера: на 10-м ДОПе Прийт приходит 2-м, уступив финну секунду, а Маргус отстает еще на полсекунды. На 11-м Маргус опережает Прийта

    Жигунов “сползает” с каждым разом ниже: 7-й и 8-й результаты. Матюхин оба раза приходит 17-м. Шаймиев, наоборот, поднимается. У него 15-й и 14-й результаты на последних этапах. Лагунов-старший (тот, что менял колесо), не финиширует из-за проблем с приводом. Лагунов-младший показывает 14-й и 15-й результаты, как бы меняясь с Радиком. У Горлашкина 19-е и 22-е время.

    У Соколова 10-е и 9-е места в группе А, но в абсолюте он уступает Горлашкину.

    И вот, время подвести итоги.

    После финиша на пробитом колесе Жигунов финишировал 4-м, зато у него 5 первых мест на допах. По качеству езды Андрей реально мог рассчитывать если не на победу, то хотя бы на место на подиуме. Радик пока не чемпион России, но тут ему вполне светило место в середине второго десятка. Многим финнам и эстонцам пришлось бы потесниться. И этот успех очевиден. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Надо просто понимать, что “ралли есть ралли”.

    Пробой колеса не есть следствие ошибки пилотирования. Это слепой случай, который с равной вероятностью настигает и мастера, и новичка. На этой гонке пилоты приняли разные решения: один резко сбавил скорость и доехал на лохмотьях, другой в конце концов остановился для замены колеса. Оба варианта оказались, по сути, одинаково безнадежными. Конечно, если в ралли десятка полтора этапов, да каждый верст по 30, дело другое. Но в данной ситуации встает вопрос не результата, а спортивной чести. И Шаймиев, и Жигунов, осознавая бесполезность борьбы, боролись, тем не менее, до конца. Значит, они победили.

    BAER(c)2005

Генеральный спонсор

Галерея

Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4