Валволайн Ралли 2005(Хувинка)/ ФИНЛЯНДИЯ


    Интрига Чемпионата страны 1000 озер в 2005 году сохранилась до последнего этапа. Во многом благодаря тому, что ни одному из претендентов на Чемпионский титул не удалось пройти путь из семи предыдущих этапов ровно, без срывов. В любом случае перед стартом первого этапа в Хувинкяа четыре пилота имели шансы на первое итоговое место: Кости Катаямяки, Йоуни Ампуя, Кристиан Салберг и Йусо Пюкялисто. Очковая стоимость Валволайн ралли 2005 была заметно выше предыдущих этапов Чемпионата. За победу здесь начислслось24 очка вместо традиционных 15, за второе место 20 очков, за третье 16, так что в случае успеха, скажем, Пюкялисто и провала Катаямяки Чемпионом становился бы Пюкялисто. Одним словом вариантов развития событий накануне гонки было множество - мы же расскажем, как все сложилось на самом деле.

    130 автомобилей заявилось для участия в последнем этапе финского Чемпионата. Зачет проводился в девяти зачетных группах автомобилей! Ярчайшая надо заметить констатация популярности ралли на территории Суоми.

    Представители России заявились в двух самых популярных классах автомобилей. В А-зачете Игорь Соколов, в зачете N-3 Радик Шаймиев, Денис Левятов и Александр Дороссинский.

    Имена всех этих пилотов известны по многочисленным выступлениям в последние годы в Прибалтийских ралли: в Эстонии, Литве, Латвии. Однако именно Финские ралли (это общепризнанно) своего рода лакмусовая бумажка уровня мастерства экипажей, стремящихся добиться успеха в этом виде автомобильного спорта.

    В программе ралли Валволайн участникам было предложено пройти 10 спецучастков, 6 из которых – оригинальные и 4 повторяются. Схема довольно привычная, можно сказать традиционная.

    SS-1

    Дебютировали экипажи параллельными стартами двух машин по специальной трассе протяженностью 1800 метров. И уже первая пара стартовавших Катаямяки - Солберг выдала сюрприз – ни Кости, ни Кристиан не выдали напора лидерского времени. В последствии результат Солберга будет 10-м, а Катаямяки только 20-м! А ведь оба они претенденты на титул! Привычное время лидера пришлось взвалить на себя Йоуни Ампуя. На прохождение 1-го ДОПа ему потребовалось 1'23''8 секунды. Таким образом, Ампуя привез лидеру сезона – Катаямяки больше 5 секунд, чем определил себя одним из главных претендентов на победу. Кстати, на предыдущем этапе основная борьба как раз и проходила между Катаямяки, Солбергом и Ампуя, а финиш разделил пилотов считанными секундами. Мы не называем фамилии четвертого претендента на титул Чемпиона – Пюкялисто – так как Юусо во-первых, пропустил предпоследний этап Чемпионата, а во-вторых, незадолго до начала последнего этапа Пюкялисто снялся с соревнований и теперь уже точно он лишь четвертый в рейтинге ралли пилотов Финляндии 2005года.

    В зачетной группе N-3 тоже перед последним этапом было не все ясно. Точнее ясно было, что Чемпионское звание почти завоевал Юха Сало. А вот за серебро и бронзу национального Чемпионата имели шансы побороться Юхо Хаппинен и Яри Кетомяа. И вообще представители зачета N-3 на первом ДОПе показали 4 лучших результата из 10!»

    Из российских экипажей отметим Субару impreza Дороссинского. 27-е место в абсолютном зачете. Соколов, Левятов и Шаймиев разместили свои секунды в золотой середине. Из 130 стартовавших они по окончании первого ДОПа в 4м и 5м десятке результатов.

    Напомним экипаж Шаймиев – Цветков после серьезной аварии в эстонском RS-ралли пропустили один летний этап Чемпионата Финляндии и теперь на Валволайн ралли выехали на восстановленном Митсубиси. Однако, проблемы обрушились на Казанцев уже на 1м спецучастке - начал греться двигатель машины и это самый что ни наесть тревожный сигнал! Особенно если учесть, что 25 минутный сервис запланирован только после 3-го ДОПа.

    SS-2 Движение по второму, двадцатикилометровому ДОПу открывал 206-й Пежо Кости Катаямяки, на борту которого красовался 1й стартовый номер. Пока же как мы знаем, он далеко не первый в Валволайн ралли. И пока, судя по всему Кости продолжает поспешать медленно - на втором спецучастке его результат еще хуже – 21й! Однако фарт, везение то бишь великая вещь! На втором ДОПе еще один конкурент Катаямяки исключается из борьбы.

    Кристиан Солберг не доезжает до финиша второго спецучастка!! Согласитесь, подарочки-то от конкурентов случаются недешевые. Таким образом за 8 ДОПов до окончания гонки Чемпионство оспаривают только 2 пилота: Катаямяки и Ампуя. Но здесь возникают нюансы. Йоуни Ампуя, во что бы то ни стало надо побеждать в ралли зарабатывать 24 очка, однако и Катаямяки должен умудриться набрать меньше 13 очков, чтобы пропустить на Чемпионский подиум Ампую.

    По результатам двух ДОПов все не в пользу Катаямяки – он в малоочковой зоне в своем зачете только шестой, тогда как Ампуя лидирует и разрыв между ними около 2-х минут!

    Представители группы N-3 увеличили свое представительство в текущей десятке абсолюта до семи экипажей, да и внутри зачета произошла смена лидера Юхо Хаккинен сместил с первой позиции Юху Сало, но временная разница между ними небольшая – около 2-х секунд.

    На два меньше в ралли Валволайн стало и российских экипажа. На втором ДОПе вышел из игры сначала Дороссинский, а потом и Шаймиев. Процесс выбывания из игры для экипажа команды ТАИФ происходил довольно долго.

    Ближе к середине спецучастка температура двигателя достигла своей максимальной отметки и пилот существенно снижает скорость, надеясь доехать таки до финиша. Однако остужаться мотор не начал и в салоне появился неприятный запах. Остановка неизбежна, чтобы сохранить двигатель. А вот сохраниться среди участников Валволайн ралли уже не удастся… Вот такое окончание раллийного сезона… невеселое.. прямо скажем.

    Третий спецучасток прошел под знаком превосходства Ярмо Микконена – этот представитель группы А на Форде Фокус WRC объехал Йоуни Ампую на 4,6 секунды и возглавил абсолютный зачет. Зачет, в котором места с третьего по восьмое занимают по итогу 3-х спецучастков автомобили и пилоты группы N-3. Особо вновь стоит отметить Хаккинена и Сало. Эта парочка держится особенно: хоть и отстают они от пары Микконен-Ампуя на 20 сек., но и от преследователей 10ю секундами отгородились. А что же Катаямяки? Основной претендент на Финское раллийное золото продолжает неприятно удивлять своих болельщиков. После 3-х ДОПов его результат уже 27-й в абсолюте и седьмой в своей зачетной группе А. Впрочем, одна минута и 20 секунд отставания от лидеров еще не смертельно опасно. Два автомобиля команды «Сайрус» остались в гонке и двадцатипятиминутный сервис используют по максимуму, однако и для общения с прессой выкроили время. 42-я и 45-я позиции в абсолютном зачете после трех ДОПов особо не радуют, но и грустить пилоты и штурманы не собираются. Главное анализ.

    16 километров 4-го спецучастка Валволайн ралли ничего существенного не изменили в распределении зачетных позиций. Либо все после сервиса взяли паузу и прокатили спецучасток ровненько. И все же некоторые акценты стоит расставить. Так, Ярмо Микконен. На четвертом ДОПе опередил Йоуни Ампую на 3,5 секунды и теперь в абсолюте и в группе везет одному из претендентов на победу в Чемпионате почти 6 секунд. Кости Катаямяки показал на этом спецучастке 23-е время, однако общее количество временного отставания от лидеров увеличил до более чем 2-х минут. Однако пятая позиция в группе А при второй Йоуни Ампуя на данный момент ралли вполне устраивает Катаямяки, видимо, поэтому Кости не совершает сверхусилий и едет 100%, но надежно, без риска. Хитрая, как видим, штука это ралли и турнирная в нем борьба! Вот, к примеру, в зачете N-3 Хаккинен, во что бы то ни стало, стремится выиграть гонку, заполучить 24-очка и… а Юхе сало достаточно заработать всего 2 очечка, чтобы стать Чемпионом в своем классе. При всем при этом Сало на протяжении всех ДОПов прямо таки дышит в спину Хаккинену, чем понятно, нервирует соперника. И это тоже тактика того, что может себе это позволить на финише Чемпионата. У Сало три победы на этапах сезона 2005 года, тогда как у Хаккинена только одна. Разница есть.

    SS-5 Завершился первый день Последнего этапа Чемпионата Финляндии 5-м спецучастком протяженностью 21 км 340 м. Солнце клонилось к закату, на автомобилях участников появилось дополнительное освещение, которое понадобиться не всем. Первые 10-20 машин успели пройти ДОП засветло. Одним из замечательных событий 5-го ДОПа стало пробуждение Кости Катаямяки. Проиграть-то, Катаямяки вновь проиграл все тем же Микконену и Ампуи, но уже только около 6 секунд. Впервые в ралли Валволайн первые три строчки в протоколе ДОПа заняли представители самой мощной группы А. Кстати, в своем зачете Катаямяки переместился на четвертую позицию, а это ни много, ни мало, а 13 очков – более чем достаточно, чтобы стать Чемпионом. Наверное, не случайно пробуждение Катаямяки – Ампуя пока не будет спать спокойно его пока возможное Чемпионство вновь под вопросом. Впрочем, впереди был еще шестой, заключительный ДОПР 1-го дня ралли и произойти может всякое, и со всяким.

    Как в воду глядели мы. Шестой спецучасток возродил интригу в зачете N-3Дело в том, что Юха Сало где-то цепанул препятствие, вырвал кусок бампера, разбил фару, но все бы ничего, вот только и левое переднее колесо оказалось пробитым. Какое-то расстояние Сало на пробитом колесе еще проехал, но позже вынужден был остановиться и потерять 6 минут на замену колеса!! А интрига то в том, что теперь главный конкурент Сало Юха Хаккинен вполне может стать Чемпионом страны в своем классе. 6 минут это слишком много, чтобы Сало смог их отыграть! Для этого ему нужно победить остальных пилотов зачета. Эта задача выглядит после шестого спецучастка вполне выполнимой, ведь Хаккинен имел преимущество, скажем, перед ближайшим преследователем Яри Кетомяа в 37 секунд!

    Среди лидеров группы А последний ДОП дня потерь не совершил. Все в той же последовательности прибыли к финишу Катаямяки, Ампуя и Микконен. Катаямяки еще на 10 секунд удалось сократить отставание от лидера, так что похоже к наступлению темноты у Кости произошел прилив сил. В темноте заканчивали 1-й день ралли участники, чьи стартовые номера начинались с цифры 40 и далее. Понятно, что их скорости со скоростью лидеров, откатавших программу без включения люстр, сравнивать не стоит. Отметим лишь, что до второго дня Валволайн ралли добрался только один российский экипаж – Дениса Левятова. Второй представитель команды «Сайрус» Игорь Соколов на 6-м спецучастке закончил соревнования.

    SS-7 Финское утро туманное, но пока еще не седое от ночных заморозков. Однако на часах пол-одиннадцатого, а туман рассеялся не весь. Что ж, осень на дворе.

    По результатам первого дня организаторы Валволайн ралли произвели регруппинг пилотов – каждому по заслугам, что говориться. Право первой пробы грунта 4-х спецучастков дня второго по праву досталось Ярмо Микконену – лидеру абсолютного зачета гонки. Впрочем, на руку этот факт лидеру не был. На седьмом ДОПе он проиграл Йоуни Ампуе 2 с лишним секунды и опередил Кости Катаямяки всего на те же 2 секунды с небольшим. Неудача на шестом ДОПЕ заметно раззадорила Юху Сало и недавний без пяти минут Чемпион в зачете N-3 принялся за дело по-настоящему – он первый и быстрейший в своем классе на 7 ДОПе, но отыграть 6 минут… Судите сами, на том спецучастке Сало отыграл только 3 секунды. ДОПов осталось всего три. Единственно, что могло сыграть на Сало, так это возможные похожие неприятности у конкурентов – соперников.

    Но уповать на это дело неблагодарное. Кстати, оживление наметилось в целой группе пилотов N-3 зачета: Ярко Миеттикен, Юкка Кетомяки, Хейки Вестерлунд, Тиму Лаатунен вплотную подобрались к лидеру Юхо Хаккинену и вот на их усердие стоило уповать невезучему Юхе Сало. Только амбициозные соперники по зачету смогли свергнуть конкурента с 1-й, нежелательной для Сало позиции. Кстати – после 7 ДОПов в гонке осталось меньше половины участников – расход пилото-штурманской массы традиционно высок!

    SS-8 Ох и богата же гонка на сюрпризы. На старте 8 участка не появился лидер Валволайн ралли Ярмо Микконен! Видимо что-то не работало в машине как положено на 7-м ДОПЕ и что бы не провоцировать большие проблемы Микконен решил не ехать 9-ти километровый ДОП и вышел из игры. Игра, похоже, по крупному срывается у Йоуни Ампуи. Да, он теперь лидер, да он вновь выиграл спецучасток у своих одноклассников, да он опережает Кости Катаямяки на минуту с лишним, но Катаямяки-то в зачете группы А уже второй, а значит, заработает бог даст очков больше, чем требуется для общей победы. Можно представить, насколько тяжело Ампуе было после каждого финиша узнавать, что главный конкурент в порядке и совсем рядом! Яркко Миеттинен – это имя пилота зачетной группы N-3 на последних 3-х ДОПах значилось среди самых быстрых, а это значило для Юхо Хаккинена, что не смотря на то, что Юха Сало очков вряд ли наберет, но у Хаккинена есть проблемы. И имя этой проблемы – Миеттинен. Этот финн и на предыдущих этапах Чемпионата нет-нет да и вытворял чудеса вдруг резко прибавляя по ходу гонки. Но также свойственно Миеттинену было и быстро вновь уходить в тень. На этот раз, к глубочайшему сожалению Хаккинена прилив сил к Миеттинену поступил в концовке ралли, в решающей концовке. Победа на 8-м ДОПе перемещает Миеттинена на вторую позицию в абсолюте и первую в зачете N-3! Юха Хаккинен прошел ДОП с массой ошибок и заслужил только 18-й результат, а вместе с ним и стремительное падение в общем протоколе: пятая строчка в N-3 и 7-я в абсолюте. Но самое странное Хаккинен теперь имеет дефицит в 35 секунд перед Миеттиненом. А ведь осталось проехать всего 2 ДОПа. Юха Сало еле-еле доехал до финиша спецучастка 34-м, но известие о проблемах конкурента, вероятно, настроение улучшило. Тем более что сервис случился как раз вовремя.

    Вовремя отобедать полезно и журналистам и зрителям-болельщикам. Кстати детей на ралли в Финляндии едва не столько же сколько и взрослых. А что интересно, будут делать дети, когда вырастут? Правильно, по выходным таскать уже своих детей смотреть соревнования машин. Не в этом ли секрет раллийной популярности?

    SS-9 Предпоследний, девятый спецучасток Валволайн ралли включал в себя 9 асфальтогрунтовых километров. На этом ДОПе окончательно завершилось пробуждение Катаямяки – претендент №1 на звание Чемпиона без вариантов выиграл Йоуни Ампуя недобрал до лидерского времени 5 секунд, Яркко Миеттинен целых 13, а взбодрившийся, но видимо, поздно Юхо Хаккинен еще на секунду больше. Давайте заглянем в таблицы протоколов перед последним 26 километровым росным спецучастком.

    Итак, в группе А после 9 из 10 ДОПов лидирует Ампуя, лидирует прочно, опережая Катаямяки на 30 секунд. Однако в случае, если оба претенденты на титул доберуться до главного финиша – Чемпионом будет Катаямяки.

    В зачете машин группы N-3 на первой строчке красуется Миеттинен. Он опережает Кетомяки на 21 секунду, Лаутенина на 23 секунды и Хаккинена на 35 секунд. Вот так бывает – лидировал Хаккинен всю практически гонку, а перед последним ДОПом только пятым оказался, а ведь звезды казалось, пророчили ему Чемпионство!

    SS-10 На последнем спецучастке заключительного этапа Финского раллийного Чемпионата близ местечка Хувинкаа сходов среди лидеров не случилось. Да и вообще только одной машине не удалось добраться до финиша. Для статистики отметим цифры: стартовали в ралли 130 машин – финишировали 31.

    Победителями в своих зачетных группах стали Йуони Ампуя в А классе и Яркко Миеттинен в классе N-3. Но ни тому, ни другому эти победы не обеспечили Чемпионства. Кости Катаямяки – вот имя победителя абсолютного зачета Чемпионата Финляндии 2005года. Вчерашний юниор мирового ралли одержал первую взрослую победу в Чемпионата родной страны и это весьма символично. Как и то, что французские автомобили по праву являются раллийными авторитетами в последнее время.

    Йоуни Ампуя стал в итоге вице-Чемпионом Финляндии, Кристиан Салберг бронзовым призером в классе А.

    Яркко Миеттинен – победитель ралли Валволайн. Замечу, что до этого этапа Миеттинен заработал всего 4 очка, а вот победа в Хувинкае дала Яркко 24 очка бала и общее 9-е место в своем классе. И все же главная заслуга Миеттинена в том, что он, что называется, подарил Чемпионство Юхе Сало и до предела заинтриговал последнее ралли Чемпионата страны Суоми. В общем, весело у них в Финляндии, интересно. И не случайно, что пути-дорожки многих российских раллийных пилотов все чаще ведут к трассам страны 1000 озер!

    BAER(c)2005

Генеральный спонсор

Галерея

Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4